Двухуточное браное ткачество на верхнем цепу… Возрождение уникальной технологии

Тонкий колорит, сложность композиции… Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев и ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону… Именно такие – редкой красоты, вытканные по сложной технологии одностороннего двухуточного браного ткачества полотенца в сер. XIX – нач. ХХ веков талантливые крестьянские девушки Гороховецкого и Вязниковского уезда готовили себе в приданое.

Одностороннее двухуточное браное ткачество (иначе: двухуточное браное ткачество на верхнем цепу) разновидность традиционного узорного ткачества, феномен которого сегодня признан объектом нематериального культурного наследия Владимирской области. Распространено было лишь в двух уездах бывшей Владимирской губернии: Гороховецком и Вязниковском.

Со временем технология одностороннего двухуточного браного ткачества была утрачена. Однако одной из гороховецких мастериц удалось возродить забытое ремесло и подарить ему вторую жизнь.

Мойкина Татьяна Николаевна –                       мастер по ткачеству

Орнаменты, вытканные на изделии, которое держит в руках мастер по ткачеству Татьяна Мойкина, идентичны тем, какие делали более полутора веков назад в Гороховецком и Вязниковском уезде, но созданы ей самой. Чтобы повторить старинные орнаменты в точности, по фотографиям были изучены образцы полотенец, по тем же фотографиям и изделиям, хранящимся сейчас в музеях, рассчитаны нити, проработаны схемы рисунков. С помощью опытных профессионалов была проделана очень трудоемкая работа, в которой учтена каждая мелочь.

 

 

 

 

Ткачество называется браным (от слова «брать»), потому что мастерица «берёт» или «выбирает» нити, когда создаёт из них узор. Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создает один уток – фоновый, узорный же пронизывает ткань и ложится то на нее, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Таким образом, рисунок на поверхности полотна появляется параллельно с его созданием. В традиционном узорном браном ткачестве изделие было двухсторонним, его можно было использовать, как с лицевой стороны, так и с изнаночной. 

Одностороннего двухуточное браное ткачество отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, в качестве которого использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. За счет того, что нить, создающая узор, была в несколько раз толще фонового утка, создающего основное полотно, рисунок получался рельефным, выпуклым, это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Вязниковского и Гороховецкого уездов.

Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Феномен одностороннего (на верхнем цепу) двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии  выявлен многочисленными экспедициями Областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» ГАУК ОЦНТ (г.Владимир).  Специфика технологии восстановлена руководителем школы Фёдоровой Г.А.

Исключительная ценность выявленного феномена подтверждена сравнительными исследованиями, проведёнными в этнографических экспедициях и в фондах музеев Владимирской и Вологодской области:

  • плотность по основе у вязниковско-гороховецких полотен в среднем в полтора раза выше, чем у вологодских;
  • на Вологодчине в качестве белого узорного утка, как правило, применялась плоско ложащаяся льняная нить, сдвоенная или строенная. Владимирские мастерицы употребляли на узорный уток пасму пушистых бумажных нитей. Также на вологодских полотенцах нет сочетания белого узорного и красного рабочего утков. Большинство полотенец белые;
  • среди полотенец, отложившихся в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, не оказалось экземпляров полотенец с такими густо заполненными и уникально разработанными орнаментами, как образцы из деревень Гороховецкого и Вязниковского уездов; 
  • специфика технологии одностороннего двухуточного браного ткачества при использовании массивного узорного утка приводит к существенному повышению жёсткости декорированных концов полотенца, что выводит такое изделие из круга предметов утилитарного назначения, а в качестве обрядово-праздничного делает его ещё более выигрышным.

Гороховецкий мастер Татьяна Мойкина изучила и освоила несколько техник ткачества. Обучала ее ткачеству, а также основательно забытой сегодня уникальной технологии одностороннего двухуточного браного ткачества Гребнева Татьяна Вячеславовна – известный художник декоративно-прикладного искусства (гобелен, батик, костюм), член Союза художников России, имеющая фундаментальное профессиональное образование (Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, Московское высшее художественно-промышленное училище).

 

 

 

 

Благодаря талантливому мастеру и педагогу утраченная когда-то в Гороховецком районе уникальная технология ткачества восстановлена и теперь будет жить.

В планах у Татьяны Мойкиной совершенствовать навыки ткачихи и распространять уникальную технологию одностороннего двухуточного браного ткачества среди всех желающих. Сохранив навыки традиционного ткачества, изделия можно адаптировать к современности: ткать полотенца, скатерти, шали, элементы одежды – то, что каждый сможет носить и использовать в быту. Перспективы в этом деле видятся большие, ведь у рукотворных изделий есть преимущество – каждое из них уникально.

Возрождение технологии одностороннего двухуточного браного ткачества и обучение мастера стало возможным благодаря реализации проекта «Промыслы и ремесла Гороховецкого края: из прошлого в будущее», поддержанного Фондом президентских грантов.