Аутентичная роспись гороховецкой плотницкой игрушки сделает ее уникальным символом города, узнаваемым среди множества других

В XIX в. в некоторых деревнях Гороховецкого уезда начали изготавливать необычные плотницкие игрушки. В этом не было ничего удивительного, ведь ведущим промыслом уезда, который по количеству лесов лидировал на Владимирской земле, издавна было плотницкое дело.

Местные мастера – плотники-якуши (получившие свое прозвище по названию д. Якушево) – были известны далеко за пределами Гороховецкого края. Визитной карточкой Гороховца и сегодня являются украшенные роскошной резьбой образцы деревянного зодчества конца XIX в.: Дом судостроителя Шорина, Дом купца Морозова, знаменитый Дом с русалками председателя земской управы Фёдора Ксенофонтовича Пришлецова и др.

Гороховецкую игрушку делали не местные кустари-резчики, как это было с нижегородской игрушкой, а именно мастера – талантливые «долбёжники, плотники, резчики для резки украс на избы и на суда» (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»). Своё мастерство они привносили и в игрушки, которые делали  между делом в зимнее, более свободное от работ, время для своих детей, детей родных, друзей и соседей.

Гороховецкая деревянная игрушка вырезалась топором из отходов плотницкого дела – щепок и деревянных чурок, поэтому и называлась «щепная», «топорная».  Круг образов гороховецкой игрушки довольно традиционен – это прежде всего народные обрядовые образы: кони, птицы, барыни.

Одна из характерных особенностей гороховецкой плотницкой игрушки состоит в том, как она расписывалась.  Орнаментом гороховецкой игрушки является крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Ею украшены одежды барынь, спинки карет и повозок, подставки под коней. Лишь изредка узор одежды женских фигур представляет собой мелкие точки, штрихи, прямые и волнистые линии, что напоминает орнамент набоек. Мотив же розетки сходен с украшениями домовых карнизов: настолько четок их ритм и фризообразно расположение. Здесь игрушечник и кистью водил, как резцом, делая сочные мазки, подобные крупным порезкам долотом.

Любимой краской была киноварь. Также использовали оранжевый, синий, чёрный, зелёный, коричневый цвета.

Коней чаще всего окрашивали киноварью в горячий красный цвет — он ассоциировался с солнечным диском, который двигается по небу с помощью огненных коней. Также использовали оранжевый, синий, чёрный, зелёный, коричневый цвета. Окрашивая одну игрушку, мастера использовали не более двух-трех цветов.

Фигурки птиц всегда были в числе любимейших мотивов в крестьянском искусстве. Искусствовед Н.В. Тарановская отмечала, что у гороховецких птиц голова «гордо вздёрнута», а шея «вытянута вверх», что нарушало пропорциональность в сравнении с коротким туловищем. Роспись птиц детально проработана: тщательно прописаны тонкой кистью крылья, оперение, глаза. Расписывалось это яркими красками, а техника письма нередко заимствовалась у иконописцев ближних сел Мстеры, Холуя, Палеха.

Женщины изображались как барыни – деревенские франтихи, уже кое-что перенявшие из городской моды. На женщинах вместо традиционных крестьянских одежд (понева и сарафан) — городская кофта и широкая колоколообразная юбка, расцвеченные крупными лепестковыми розетками, напоминающими цветок подсолнуха. Но на головах у женщин не цветастые ситцевые платки, которые вошли в сельский быт несколько позднее, а старинные головные уборы — кокошники, которые все еще составляли принадлежность праздничного наряда каждой деревенской женщины.

Головной убор барынь высокий, силуэт чётко очерченный, рук не видно. Выражение лица барыни лишь немного обозначено, оно строгое, кажется даже сердитым. Украшены барыни нехитрой росписью: ряды точек или простые цветочки, штрихи, прямые и волнистые линии.

Важная чопорность и напыщенность этих «барынь» соседствует с мягким юмором и теплой усмешкой со стороны их создателя.

Мимо Гороховца пролегал шумный почтово-торговый тракт, соединяющий Москву с Нижним Новгородом, поэтому особо любимым образом игрушечников была тройка, а также кони, запряжённые в повозки.

 

Кони в повозках чаще всего были огненно-красными или оранжевыми, детали повозок украшали орнаментом – крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Одежды женских фигур раскрашивались мелкими точками, штрихами, прямыми и волнистыми линиями, что напоминает орнамент набоек.

Возрождение игрушечного промысла в Гороховецком районе началось в 2010 году. Технология изготовления гороховецкой плотницкой игрушки признана объектом нематериального культурного наследия Владимирской области, т.к. имеет большую ценность для сохранения традиционной культуры Гороховецкого края.

На сегодняшний день в Гороховце есть мастера, которые знают секрет плотников-якушей и владеют техникой изготовления игрушки. Также есть мастера, «вдыхающие в игрушку жизнь», т.е. расписывающие ее ярко, с преобладанием красных, оранжевых и жёлтых тонов. Однако игрушек, расписанных в аутентичной стилистике, характерной для конца XVIII — начала XIX вв., немного.

В последнее время заметен всё более возрастающий интерес к гороховецкой плотницкой игрушке как со стороны специалистов, пытающихся сохранить технологию изготовления необычной деревянной игрушки как нематериальное культурное наследие, так и со стороны туристов, желающих приобрести не похожую ни на какие другие изделия плотницкую игрушку в качестве самобытного сувенира из Гороховецкого края. В связи с этим было принято решение восстановить особенности аутентичной (подлинной) росписи гороховецкой плотницкой игрушки – соблюдение определенной цветовой гаммы и характерного орнамента, которые помогут в создании неповторимого и оригинального образа именно гороховецкой игрушки, что сделает ее уникальным символом города, узнаваемым среди множества других.

В рамках проекта «Промыслы и ремесла Гороховецкого края: из прошлого в будущее», который реализуют активисты Гороховецкой районной общественной организации «Новые смыслы» при поддержке Фонда президентских грантов, опытные мастера народных промыслов и ремесел Наталья Огибалова и Наталья Бутова осваивают технологию аутентичной росписи Гороховецкой плотницкой игрушки. После того, как основные секреты подлинной росписи будут освоены мастерами, они организуют специальные мастер-классы для всех желающих по росписи гороховецкой игрушки в аутентичном стиле, характерном для XIX в.